Пять тенденций рынка коммерческой недвижимости
- Рост заполняемости офисов. По мнению экспертов, рынок прошел некую «нижнюю точку» и рост вакантности сменяется ее снижением. Особенно заметна эта тенденция в объектах средней ценовой категории. Так, появилось немалое количество бизнес-центров со 100% заполненностью. Что же касается премиальной офисной недвижимости, то и здесь постепенно становятся востребованными площади, пустовавшие по несколько лет.
- Спрос арендаторов на более просторные офисы. Прежде всего это касается объектов В-класса. Последние два года, с осени 2016, наблюдалась обратная тенденция — оптимизация расходов на аренду и переезд многих арендаторов в компактные помещения. Но уже начиная с весны текущего года, ситуация начала меняться.Эксперты связывают это с тем, что компании за прошедшее время нашли новые рынки сбыта или более востребованные направления бизнеса, приспособившись к текущей экономической ситуации. Это привело к расширению штата сотрудников и, как следствие, к потребности в большей арендуемой площади. Что же касается арендодателей, то в их интересах создавать условия, позволяющие арендаторам «расширяться» в пределах одного офисного центра.
- Повышение спроса на неформатные ТЦ. Не в последнюю очередь это связано с массовым сносом незаконно построенных торговых павильонов. Многие бывшие арендаторы перебрались в небольшие районные торговые центры. Невысокая арендная ставка, предложение помещений «мелкой нарезки» и отсутствие ограничений по составу арендаторов идеально подходят большинству ИП. Более того, ставка аренды в таких торговых центрах зачастую ниже, чем ликвидированном «самострое».
- Рост доли новых форматов. Кризисная ситуация побудила многие торговые центры искать новые пути привлечения покупателей. Так, крупные ТРЦ сделали упор на развлекательную составляющую, зачастую семейной или детской направленности. В небольших же торговых центрах помимо магазинов открываются отделения банков, турагенств, фитнес-центры, агентства недвижимости, сервисные службы — словом получаются некие «центры потребления», комплексного обслуживания потенциальных покупателей. Подобную концепцию планируется реализовывать и при реконструкции старых столичных кинотеатров.